Загадки Джордано Бруно: учёный, пророк или чернокнижник?
Джордано Бруно: ученый- просветитель, или великий маг и пророк?
17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме в огне инквизиторского костра был сожжен человек. Его звали Джордано Бруно.
Сейчас уже трудно сказать, почему монах-доминиканец
Джордано Бруно – один из «Псов господних», стал олицетворять науку,
гонимую религией. Наверное, потому, что его все-таки сожгли. В отличие
от многих великих ученых, к которым Ноланец (как сам себя любил называть
Бруно), похоже, вовсе не относился.
Для него собственно наука и религия
были не более чем материалом для довольно оригинальных философских
построений. Джордано Бруно был представителем пантеизма —
религиозно-философского направления, согласно которому, Бог "разлит",
"растворен" во всем мире, а вовсе не является самостоятельной Личностью.
Огромное влияние на него оказал герметизм (философия, восходящая к
легендарному магу и чародею Гермесу Трисмегисту) и неоплатонизм.
К христианству Бруно, невзирая на свои
доминиканские одеяния, относился, мягко говоря, скептически. Христа и
апостолов он считал магами и заявлял, что у него самого хватило бы сил и
разума на куда большие дела, нежели совершил Иисус и Его ученики.
Бруно даже написал несколько
сочинений, прямо посвященных магии. Впрочем, тема чародейства так или
иначе проходит по всем его трудам, посвященным. Главные из явно
магических сочинений — это "О магии" ("De magia") и "О сцеплениях
вообще" ("De vinculis in genere"). Отметим, кстати, что даже публикация
этих книг не навлекла на Бруно гнев инквизиции, это произошло немного
позже.
Джордано Бруно горячо приветствовал и
защищал гелиоцентрическую модель Коперника, но отнюдь не как поборник
научного знания, а видя в ней подтверждение своих религиозно-оккультных
воззрений.
Предполагая, что звезды подобны нашему
солнцу, что на других планетах есть разумная жизнь, а Вселенная не
имеет предела, Бруно значительно опережал свой век. Безусловно, это были
гениальные озарения. Но, они не имели никакого отношения к науке, как
таковой. А, скорее, являлись подтверждением, истинности его собственной
религиозно-философской теории, которую он сам называл «новая философия»,
и которая радикально противоречила христианству.
Однако из того, что Бруно не был
ученым, никак не следует, что он был бездарностью и проходимцем..
Обращает внимание то, что люди, решавшие судьбу Бруно, прекрасно
понимали, что имеют дело с человеком нетривиальным. Они, разбирая его
дело, призывали учитывать, что брат Джордано "совершил тягчайшее
преступление в том, что касается ереси, но сам он - один из самых
выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и
обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение". А для
осуждения этого простого монаха-доминиканца понадобилось созывать конгрегацию из девяти кардиналов во главе с папой.
Вот оно, зерно истины – Джордано Бруно
создал, обосновал и проповедовал собственное учение о Вселенной,
законах ею повелевающих, и о собственно её Создателе. Да и вел он себя
как истинный пророк. Отчего и сохранился в воспоминаниях своих
современников как человек импульсивный, хвастливый, не желающий в пылу
полемики считаться ни с чем, вплоть до элементарной осторожности и
требований логики.
Учение это радикально отличалось от христианства и прямо противоречило ему.
Потому-то церковь и устроила публичную
казнь, обвинив философа в примитивных кощунствах. А перед народом
зачитали лишь приговор без обвинительного заключения. В тексте приговора
отсутствовала важнейшая деталь - причины осуждения. Упоминалось только о
восьми еретических положениях, давших основание объявить Бруно
нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком. Но в чем конкретно
состояли положения, повлекшие за собой осуждение, не разъяснялось.
И Джордано Бруно взошел на костер,
чтобы навсегда остаться в памяти человечества, как мученик за науку и
свободомыслие, хотя, скорее всего, сам он был уверен, что страдает за
проповедь своего религиозно-философского учения. Возможно, это и
придавало ему сил и стойкости.
В XIX веке, когда учение о
бесконечности Вселенной и множественности обитаемых миров в ней получило
повсеместное распространение, имя Бруно было занесено в почетный список
"мучеников за науку", а в 1889 г. в Риме на Площади Цветов был
установлен памятник, на котором написано: "Джордано Бруно от столетия,
которое он провидел, на том месте, где был зажжен костер" СМ. ВЫШЕ.
Много позже, для миллионов землян, его
имя стало символом жертв, которые понесла наука в борьбе с косностью и
консерватизмом церкви. Джордано Бруно - несгибаемый борец-гуманист и
ученый, далеко опередивший свое время, который взошел на костер, бросив
своим судьям ставшие знаменитыми слова: "Вероятно, вы с большим страхом
произносите приговор, чем я выслушиваю его."
Комментарии
Отправить комментарий