Научное объяснение загробной жизни!?
Ученый: загробная жизнь имеет научное объяснение
© Иллюстрация РИА Новости . А.Полянина
Юрий Сердюков,
доктор философских наук, профессор кафедры "Философия, социология и
право" Дальневосточного государственного университета путей сообщения
(Хабаровск), предложил научному сообществу новую концепцию формирования
субъективной реальности во время клинической смерти, позволяющую дать
естественно-научное объяснение переживаниям, которые испытывает человек в
этом специфическом состоянии. Некоторых пациентов, оказавшихся в такой
ситуации, удается вернуть к жизни, и их рассказы о своих переживаниях
нередко трактуются как картины "ада" или "рая". Однако те же картины
можно объяснить без всякой мистики, проведя анализ физиологических и
психических процессов.
Юрий Сердюков, доктор философских наук
Юрий Сердюков исходит из того
неоспоримого факта, что при клинической смерти, несмотря на потерю
сенсорного контакта с реальностью, прекращение дыхания и остановку
кровообращения, мозг продолжает жить. Его умирание происходит
постепенно: первыми погибают нейроны коры больших полушарий, последними —
стволовые структуры. Установить точно, какова продолжительность этого
процесса, практически невозможно, поскольку снижение электрической
активности мозга в какой-то момент выходит за предел чувствительности
современной аппаратуры.
Британский реаниматолог Сэм Парниа,
переехавший в США, опубликовал в 2013 году книгу, где он говорит, что
человека можно вернуть к жизни и после 12, и после 24, а иногда и через
72 часа после смерти. А уж вернуть к жизни пациента, чье сердце
остановилось два часа назад, — можно в большом количестве случаев. Пока
процесс этот сложный, кропотливый, дорогой, но в будущем оживление людей
станет обычной медицинской манипуляцией. Это значит, что мозг после
смерти живет еще очень долго, и его клетки не отмирают через пять минут
после остановки сердца, как считалось ранее.
Ценным источником знаний о человеке,
находящемся в состоянии клинической смерти, является также книга Льва
Моисеевича Литвака, доктора медицинских наук, профессора психиатрии,
который 26 дней находился в коме и, выйдя из нее, подробно описал то,
что он чувствовал. Лев Литвак делит это терминальное состояние на четыре
стадии: первая стадия — мрак; вторая стадия — витальная депрессия;
третья стадия — эйфория; четвертая стадия — выход из терминального
состояния. Так как автор является по специальности врачом-психиатром, он
объясняет эти стадии как части психопатологического процесса. Более
того, он специально сопоставляет ряд мистических переживаний с
переживаниями в остром психозе и выявляет их общность, что позволяет
лучше объяснить склонность к мистическим истолкованиям "околосмертного
опыта".
Как считает Юрий Сердюков,
пребывание в состоянии комы сложно считать психозом, так как психоз —
это выраженное нарушение психической деятельности, которое в этом случае
трудно доказать. Сердюков полагает, что в "терминальном состоянии
сознания" происходит распад психики, человек теряет способность к
вербально-логическому мышлению.
Субъективная реальность превращается в
нерасчлененный поток онирических (сновидных) переживаний, создаваемых
спонтанной активностью мозга. Содержание переживаний обусловлено тремя
факторами: 1) всей прожитой жизнью, начиная с внутриутробного периода,
когда формируется способность воспринимать звуковую информацию; 2)
врожденными психическими структурами личности, которые сформировались в
перинатальный период; 3) активизацией определенных генетических структур
в ситуации сильнейшего стресса, которым является клиническая смерть.
Суть концепции Юрия Сердюкова состоит в утверждении, что человек в состоянии повлиять на содержание околосмертных переживаний. Для этого необходимо формировать жизнеутверждающее мировосприятие, целенаправленно создавать комплекс устойчивых позитивных впечатлений, надежно зафиксированных в нейродинамических структурах нашего мозга и способных сопротивляться процессам распада в состоянии клинической смерти.
При реализации такой жизненной
установки существенно снижается риск глубокой витальной депрессии,
опасность погружения в мрачный серый мир, представленный в описаниях
ада, и, напротив, повышается вероятность ярких, радостных переживаний,
характерных для образа рая.
Еще один существенный аспект
околосмертных переживаний, выявленный в концепции профессора Сердюкова,
заключается в следующем: поскольку они протекают в условиях, когда
отсутствуют естественные регуляторы времени (в первую очередь солнечный
свет, ритмы сердца), — субъективно они могут длиться вечно. Хотя
объективно, по физическому времени, они протекают совсем недолго. И в
этом субъективно вечном бытии вся предшествующая жизнь кажется человеку
всего лишь эпизодом.
Новые идеи были высказаны Юрием
Сердюковым на международном междисциплинарном семинаре "Нейрофилософия",
прошедшем в Московском государственном университете имени М. В.
Ломоносова.
Комментарии
Отправить комментарий