Кто был фараоном Исхода?




 

Фараон Исхода: основные версии.


1. Эрнест Райт
"Библейская Археология"



Книга Исхода начинается с рассказа о том, что после смерти Иосифа и рода его евреи в Египте размножились настолько, что фараон, решив ограничить их численность, отправил их на тяжелые строительные работы, в том числе, на строительство Пифома и Раамсеса, "городов для запасов" (Исх. 1:11).

На границах любой цивилизованной ближневосточной страны селились племена кочевников (хабиру), которые в мирное время нанимались на работу к местным оседлым жителям. В египетских текстах они названы апиру, при этом указывается, что некоторые из них участвовали в перетаскивании каменных блоков для храмов, строившихся Рамсесом II (1279 - 1212 гг. до Р.Х.). Ниже мы увидим, что города Пифом и Раамсес были построены евреями в его правление.

Пифом порой отождествляется с местечком Тель - эр - Ретабех (или Эртабех) в Вади - Тумилат. Самым совершенным изо всех найденных там сооружений является храм Рамсеса II; поскольку других аналогичных построек в городе нет, мы можем придти к заключению, что израильтяне (если только город строили именно они) возводили город в период правления Рамсеса II.


При Рамсесе II город Раамсес, который, возможно, находился на месте Таниса и был назван "Домом Рамсеса" (Пер - Рамсес), стал столицей Египта.  
Поскольку в период между изгнанием гиксосов и временем правления Рамсеса II это место оставалось необитаемым, а от периода правления Рамсеса II в городе сохранилось немало памятников, мы вправе предположить, что израильтяне работали там, по меньшей мере, в начальный период его правления (если мы будем исходить из достоверности соответствующей традиции). Следовательно, фараоном, фигурирующим в истории об Исходе, должен быть именно Рамсес II.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rait/archaeology1/12.html

2.Сайт Мир истории:




К концу своего правления Рамсес II, закончив войну в Азии, занялся обширными строительными работами. На месте гиксоского Авариса он воздвиг новый город Пи-Рамсес (досл. Дом Рамсеса). К работам широко привлекались военнопленные и инородные племена, проживающие в Египте. 
Возможно, евреи участвовали в строительстве Пи-Рамсеса и Пи-Тума (Пифома), и вполне могли находиться на положении государственных рабов.
Вопрос о фараоне исхода остается в библейской науке спорным. 
Согласно III Цар.3,1 исход произошел за 480 лет до сооружения храма Соломона, который начали строить около 958 г. до н.э.  
Cледовательно, время исхода надо отнести к 1440 г. до н.э., что вряд ли возможно, т.к. при Тутмосе III столица Египта находилась в Фивах, а библейский рассказ об исходе ясно дает понять, что ставка фараона была в Дельте. 
По-видимому, цифра 480 возникла как округленное священное число. Например, по мнению протоиерея А.Меня 480 получается при умножении 40, срока испытаний в пустыне, на 12, число избранников Израилевых. 
То, что фараоном исхода является преемник Рамсеса Мернептах (1224-1204 г. до н.э.), косвенно подтверждается надписью на так называемой стеле Мернептаха, которая хранится в Египетском музее в Каире. 
Мернептаху пришлось столкнуться с мощным восстанием, охватившим всю Палестину. 
В нем приняли участие такие города как Гезер и Аскалон. В помощь себе палестинские правители привлекали кочевые племена. 
Надпись Мернептаха является первым упоминанием израильтян в исторических источниках и представляет собой победный гимн фараона, заканчивающийся словами:

Враги распростерты и говорят:"Мир!",
Никто не поднимает своей головы под Девятью Дугами (поэтическое обозначение азиатских владений Египта)
Разрушение для Техену (Ливия); Хатти (здесь Сирия) усмирен;
Ханаан разорен так, что его постигли все виды бедствий:
Ашкелон побежден, Гезер захвачен, Ионаам более не существует;
Израиль опустошен и его семени больше нет,
Хурру (здесь Ханаан) стала вдовой из-за Египта.
Все страны вместе усмирены;
Каждый, кто был беспокоен,
Связан царем Верхнего и Нижнего Египта…


Израильтяне могли воспользоваться восстанием и покинуть Египет. Как это часто бывало, свою неудачу в преследовании беглецов фараон изобразил как победу
В библеистике есть также мнение, что исход произошел в конце царствования Рамсеса. Заслуживает внимания также версия, согласно которой массовому исходу, происшедшему в XIII веке до н. э., предшествовал выход отдельных групп, покинувших Египет во времена Эхнатона.
Историческая традиция связывает исход из Египта и превращение израильских племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моисея (евр. Моше). 
Библейская книга Исход говорит, что он был рожден в области Гесем. Дочь фараона прониклась жалостью к брошенному в Нил ребенку и взяла его на воспитание. По преданию Моисей был "научен всей мудрости египетской" (Деян.7,21). 
В рассказе о его рождении и чудесном спасении есть много общего с легендами о героях других народов Ближнего Востока. Поскольку в качестве кормилицы была взята его родная мать, Моисей не утратил связи со своим народом. 
В дальнейшем египетское образование несомненно повлияло на основанный им культ. Например, Ковчег Завета имеет явные аналогии в религии Египта. Не исключено, что с монотеистическими воззрениями Моисей познакомился именно при обучении, в это время наверняка еще были живы идеи Эхнатона. 

Согласно Иосифу Флавию, Моисей стал военачальником и участвовал в походе против Нубии, а затем женился на нубийской царевне. В библейской Книге Чисел (12,1) в качестве жены Моисея названа "эфиоплянка".
Убив египетского надсмотрщика (Исх.2,11), Моисей был вынужден бежать. Он укрылся на северо-западе Синайского полуострова у родственных израильтянам племен мадиатян (Исх.2,15).
Моисей поселился в семье священника Иофора (евр. Иетро) или как он именуется в более ранней традиции - Рагуила. Видимо, этот человек сыграл значительную роль в становлении Моисея как духовного лидера народа. После свидания с Господом на горе Синай Моисей с братом Аароном вернулся в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ. К израильтянам примкнули выходцы из других племен, которых потом называли герим
Самая короткая дорога в Палестину была опасна, поэтому Моисей повел беглецов на юго-восток в район современного Суэцкого канала. У них на пути находился водоем, именуемый в Библии Ям-Суф - море тростников. Он представлял собой цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю. Естественно, египтяне не желали терять рабочую силу и снарядили в погоню свои колесницы. 
Раннее сказание говорит: "Гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею". Египетские колесницы увязли в мокром песке, а вновь хлынувшая вода захлестнула их (Исх.14). 
Израильтяне ушли от преследования и двинулись на юг вдоль побережья Красного моря. 
Именно на Синае произошло формирование союза племен, который получил название по имени своего общего предка - Израиль.
http://hworld.by.ru/hyst/palestina/ishod.html

3. Электронная еврейская энциклопедия:



Датировка Исхода наталкивается на серьезные трудности. Сама библейская традиция разноречива и требует интерпретации для приведения ее в согласие с самой собой и с историческим материалом

Согласно I Ц. 6:1, со времени Исхода до сооружения Храма Соломоном прошло 480 лет, и, следовательно, Исход имел место не позднее 2-й трети 15 в. до н. э. Однако это не подтверждается ни историей Египта, ни историей Ханаана. 

Наиболее ранней возможной датой является 14 в. до н. э., эпоха правления Аменхотепа IV (Эхнатона). Сторонники этой датировки связывают Исход с религиозной реформой Аменхотепа, установившего культ единого бога солнца Атона, а также с проникновением семитского племени хабиру в Ханаан


Однако подавляющее большинство ученых относит Исход ко 2-й половине 13 в. Согласно этой гипотезе, хронология I Ц. 6:1 обретает историчность, если интерпретировать число 480 как означающее 12 поколений, каждое из которых в Библии считается 40-летним периодом (ср., например, Чис. 32:13), хотя их реальная длительность составляет в среднем 25 лет.  

В этом случае Исход должен быть отнесен приблизительно к 1270 г. до н. э. Такая датировка, возможно, подтверждается надписью на Мернептаха стеле, на которой при перечне царств и народов, покоренных этим фараоном в Азии, сказано: «Израиль опустошен и его семя уничтожено». 


Следовательно, уже в 13 в. израильтяне находились в Ханаане, однако не создали еще там своего государства, так как Израиль изображен в надписи иероглифом, обозначающим народ.

Города, на строительстве которых (см. выше), согласно библейскому повествованию, работали израильтяне, отождествляются исследователями с городами Пер-Атум и Пер-Рамсес, воздвигнутыми Рамсесом II, правившим в первые две трети 13 в. до н. э. 

Некоторые из чужеземных рабов, занятых на царских работах, именуются в египетских источниках апир, название, которое исследователи производят от термина «хабиру». По этим причинам большинство исследователей отождествляют фараона-угнетателя с Рамсесом II. 

Существуют, однако, расхождения в вопросе о том, при каком фараоне произошел Исход, так как из Исх. 2:23 явствует, что фараон, закабаливший израильтян, умер до Исхода. Следовательно, если Рамсес II закабалил евреев, Исход произошел при его сыне Мернептахе; если же Исход имел место при Рамсесе, закабаление израильтян относится к царствованию его отца Сети I. 

Археологические данные также свидетельствуют о том, что Исход следует относить к 13 в. Раскопки на территории древнего Ханаана показывают, что многие поселения были разрушены в течение 13 в., особенно — в последней его трети. Эти разрушения, по всей видимости, связаны с завоеванием страны племенами израильтян.
http://www.eleven.co.il/article/11871





Понравилась статья? Поделись с друзьями!
   

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мифы Древнего Шумера и Библия: сравнительный анализ...

Ключевые открытия 19 века!

Во что одевались неандертальцы и почему они плохо переносили дым костра?